• Соседние кварталы

    Март 29, 2016 Нет комментариев

    Соседние кварталыОсновываясь на своих личных наблюдениях, М. Эльфин — стон отмечал как факт, весьма его удививший, отсутствие связей между юсуфзаями одного кандай с их соседями из других канди того же самого селения, подчеркивая, что хотя «кланы (т. е. роды, населявшие родовые кварталы.—В. Р.) Живут рядом, между ними имеется не. большая связь, чем если бы они жили в разных частях страны». Эльфинстон берет в качестве примера одно из поселений некпи-хеля, в котором в отдельных кварталах жили люди четырех канди. Во главе каждого кандай стоял мушир (мышр), подчинявшийся малику своего хеля. Так оно и должно было быть при существовании веша в прежней его форме. Каждый род, населявший доставшийся ему при очередном переделе квартал селения, был связан с тем более крупным родо-племенным подразделением, в состав которого он входил. Жители же соседних кварталов входили в другие подразделения некпи-хеля и были связаны с ними, а не с временными своими соседями.

    Этот факт, несомненно, объясняется характером переделов— с обменом территориями, селениями и усадьбами. До тех пор пока обычай переделов удерживался в такой форме, члены каждого кандай сохраняли связь по линии родо-племенной структуры с близкими им родами, занимавшими кварталы в других деревнях и составлявшими вместе более крупные родо-племенные подразделения.

    Заинтересовавшийся обычаямй юсуфзаев Свата русский этнограф XIX в. (видимо, находясь под влиянием народнической идеализации общины) неправильно охарактеризовал их общественный строй, как «аграрный коммунизм». В действительности же при всей архаичности родовой общины юсуфзаев в XIX в. с обычаем переделов земли, продолжавшим обеспечивать очередность в пользовании землями различного качества не только для отдельных семей, но и для родо-племенных объединений (вплоть до самых крупных), при сохранении обмена усадебными участками и жилищами, у юсуфзаев, как и у других афганских племен, сохранявших обычай веш в аналогичных формах, коллективная собственность на землю сочеталась с индивидуальным пользованием землей иприсвоением продуктов ее обработки отдельными семьями. Именно это коренным образом отличало афганскую общину рассматриваемого времени от первобытной, в которой земля между семьями не делилась и обрабатывалась сообща всем родом.

    12345 (No Ratings Yet)
    Загрузка...

    Комментарии