• Резной стук

    Апрель 12, 2017 Нет комментариев

    Излюбленным видом декора в ранних памятниках Ирана и Средней Азии остается резной стук. Новую технику впервые выдвинула Бухара, где уже на рубеже X в. появился шедевр фигурной кладки из обожженного кирпича — мавзолей Саманидов, сказал Сомов, которого интересует текстиль интернет магазин. Эта техника проникла в Иран лишь при Сельджукидах, но так и не завоевала той решающей роли для фасада и интерьера, какую она играла в архитектуре Средней Азии. Резная терракота также не заняла в зодчестве Ирана ведущего положения, характерного для этой техники в среднеазиатской архитектуре XII в. В Иране резная терракота употреблялась довольно умеренно — в виде отдельных вставок, в сочетании с фактурой тесаного кирпича и резным стуком. В Иране нет памятников с фасадами, сплошь затканными ковром резной терракоты, как, например, мавзолей Ай- ша-биби близ Тараза. И если в Средней Азии этот вид декора еще занимает значительное место в XIV в., удерживаясь до XX в., иранские мастера вскоре от него отходят. Они создавали изящные и сложные орнаментальные композиции из соединения кирпичной кладки и включений стука, терракоты, а затем и глазурей. Сочетание кирпичной кладки с резным стуком появилось в XI в. как в Иране, так и в Средней Азии, но только иранские мастера стали применять своеобразный вид легких растительных узоров из стука, положенных на поверхность кирпичной кладки.
    Употребление глазурей в среднеазиатской архитектуре примерно на столетие отстает от иранской, где они появились в начале XI в. В развитие этого вида декора мастера каждой из соседних стран вложили свой неповторимый опыт: среднеазиатские в XIV в. создали и начали широко применять самый сложный вид—резную поливную терракоту, увлечением же иранских были в ту же пору люстровые изразцы, которыми так прославился Кашан. Резная поливная мозаика вошла в архитектуру той и другой страны и в XVI в. была вытеснена майоликой. Но самое широкое распространение поливной облицовки приходится в Иране на XVI—XVII вв., когда и фасады, и интерьер покрывались сплошным ковром глазурей. А зодчие XVI в. Средней Азии заменили поливную облицовку внутри здания более экономичными формами декора и создали свой замечательный стиль белого интерьера, а также дешевую и эффектную штукатурную мозаику. Наконец, яркий и крупный узор монументальных куполов сефевидского времени в Иране остается в зодчестве Востока совершенно особым явлением.
    Зодчие Ирана и Средней Азии бесспорно делились опытом. Иранские мастера не раз непосредственно участвовали в постройке и отделке зданий Самарканда и Средней Азии. Тем не менее зодчие каждой из этих стран нашли особые приемы в конструкциях, формах и декоре зданий и внесли свою долю в развитие архитектуры.

    12345 (No Ratings Yet)
    Загрузка...