• Новые городские структуры

    Октябрь 10, 2016 Нет комментариев

    thumb.phpНовые городские структуры были прямой проекцией на среду эгалитаристской утопии. Обезличенные, лишенные индивидуаль­ности объекты не могли нести семантической нагрузки. Смысловое наполнение уходило даже из структур-архетипов. Вертикаль с древнейших времен служила знаком особой социальной функции, но в московских жилых комплексах 1960-х многоквартирный дом- башня свидетельствовал лишь о существовании варианта организа­ции жилищ . Чередование горизонтальных и вертикальных объемов в системе застройки стало чисто механическим. Семантика вертика­ли аннигилировалась. Механические ритмы стандартных элементов как символ вре­мени вводились в формообразование крупных уникальных обще­ственных зданий, в строительстве которых индустриальные тех­нологии не применялась и не была нужна стандартизация. Выра­жением современности казалась сама механистичность техноген­ной формы. Подобные стилизации под машинный продукт стали внедряться в комплексы исторической застройки — вплоть до Кремля. В его пределах построен Дворец съездов с его элемен­тарным объемом и монотонным ритмом облицованных мрамором пилонов. Возникло агрессивное противопоставление нового ста­рому, поначалу воспринимавшееся как инверсия ретроспективизма сталинистской утопии и благодаря этому спокойно восприня­тое общественным мнением.

    Противопоставление было развернуто в масштабе городских структур при прокладке Нового Арбата, еще одного проспекта, соединившего центральное ядро с Садовым кольцом, проходящим по периферии исторически сложившегося центра. Сама по себе застройка этой магистрали, крупномасштабная и, в духе времени, жестко геометричная, целостна и выразительна . Однако она программно проти­вопоставлена сложности окружающей исторической городской ткани, через которую и проложена. При этом уничтожена застройка кварталов середины и второй половины XIX в., не включавшая объектов-памятников, но формировавшая целостный и характер­ный фрагмент среды, рассказал Антонов, которого интересуют проекты домов проекты коттеджей. Широко раскинутые крылья четырех крупных 25-этажных офисов, имеющих очертание раскрытой книги, активно вторглись в силуэт города. Их почти километровый ряд гасит силу- этность центра, чужд его структуре . Столь массивное противостояние нового и старого вызвало резко отрицательную реакцию общественного мнения. В 1970-е гг. усиливалась кампания против вторжения новой архитектуры в час­ти города, обладающие хоть какой-то историей. Охранительство, в развитии которого лидирующую роль захватили некоторые худож­ники и литераторы , пришло к крайностям настолько радикальным, что стало препятствовать и минимальным реконструктивным мероприятиям, подчас жизненно необходимым для функционирования города.

    12345 (No Ratings Yet)
    Загрузка...