• Деревянные части обрабатываются отеской

    Апрель 11, 2017 Нет комментариев

    К концу XVII в. вновь наступил экономический упадок. Государство ослабло политически, его устои подтачивались народными восстаниями. В 1721 г., воспользовавшись освободительным восстанием афганского племени гильзаев, в Иран двинулись афганские войска из Кандагара. В 1722 г. пал Исфахан. Иранские города и села упорно сопротивлялись афганцам, некоторые из них не сдались до конца (Иезд). Опираясь на народное сопротивление, полководец Надир-кули из Мазандерана восстановил независимость страны и в 1736 г. провозгласил себя шахом.
    Чайхана вдоль дорог — место ночлега путников, еды и вместе с тем своеобразный клуб. По типу различаются две группы; к залу примыкают четыре сводчатых алькова, а углы заполнены квадратными камерами; квадратный зал с плоской крышей на деревянных столбах с примыкающими боковыми помещениями свадебные платья. В том и другом случае среди зала есть небольшой водоем и фасад выходит на веранду. Первый тип распространен в центральных и южных районах, второй — в гористых районах запада и севера, в частности в Мазандеране. Здесь план нередко упрощается до прямоугольного зала с парой колонн. В связи с большим количеством осадков карниз выступает более чем на метр. Деревянные части обрабатываются отеской, а также резным и расписным орнаментом. Капители и консоли принимают разнообразные формы. Иногда чисто утилитарные постройки становятся по композиции первоклассными произведениями зодчества. Конюшни шаха Музаффар ад-Дина в Душан-тепе близ Тегерана построены в конце XIX в. по круглому плану; на периферии размещались стойла для лошадей, в центре восседал на возвышении шахский конюший, наблюдая за работой своих подручных (рис. 42).
    В первые века ислама в этих странах соседствовали два параллельных типа^ ме- чети _ арабский и местный, но второй из них со временем принимает в Средней Азии форму квадратного четырехстолпного здания. И хотя на территории Средней Азии можно найти пример мечети-киоска (Шир- Кабир в Туркмении, IX в.), в Иране образцы четырехстолпных мечетей неизвестны. Башенные мавзолеи составляют уникальную принадлежность иранского зодчества, но мемориальная архитектура Ирана не знает ансамбля, подобного самаркандскому некрополю Шахи-Зинда. Наиболее ранние медресе известны на территории Ирана. Однако они не получили такого развития и распространения, как в Средней Азии XVI—
    XVII вв., где медресе составляют блестящие ансамбли, а медресе Мадери-Шах в Исфахане начала XVIII в. остается единственным значительным памятником этого типа позднего времени. Тип ханаки, так богато представленный в Средней Азии, в Иране почти неизвестен. Зато иранцы остались на Востоке непревзойденными мастерами в строительстве мостов, караван-сараев и рынков, обширных, капитальных н богатых.

    12345 (No Ratings Yet)
    Загрузка...